Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Материал собран по книге “Православные праздники”, сост. С.Р. Берягин. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009.

27 сентября – по новому стилю, 14 сентября – по старому стилю.
Тропарь, глас 1-й:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, народ Твой и благослови удел Свой, крестом Своим подавая победы православным христианам на врагов и охраняя посвященных Тебе.

Кондак, глас 4-й:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущи Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя оружие мира, непобедимый знак победы (то есть Крест).

История праздника

В этот праздник вспоминаются события обретения Креста Господня. Крест Христов – величайшая святыня. Каждый из нас всю свою жизнь освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на своей груди крест как символ Христовой победы и нашей защиты и силы.

Высокое и священное значение Креста Господня делало в глазах христиан бесценным тот самый деревянный Крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот Святой Крест не был сохранен христианами, не было даже точно известно место, где эта святыня укрыта. Вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от Голгофы.

Гора Голгофа. Современный вид.

После того как в 70-м году после Рождества Христова Иерусалим был взят римлянами и разрушен, во многих местах ландшафт изменился. Историки свидетельствуют, что язычники много раз пытались осквернить святые для христиан места.

Император Адриан (117-138 гг.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На этом месте собирались язычники и совершали жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест – были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при святом равноапостольном императоре Константине Великом, прекратившем гонения на христиан.

Св.равноапостольный император Константин. Деталь. Фреска. XIII в. Собор Протата в Карее. Афон.

Константин Великий (306-307 гг.) в 312 году стал единодержавным правителем огромного государства. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в империи прекратились. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью: “Сим победиши”.

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и статуи идолов, наполнявшие Иерусалим, царица велела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа.

Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх с духовенством начали высоко поднимать (на церковнославянском – “воздвизать”, отсюда и название праздника) Святой Крест, а народ, взывая “Господи, помилуй”, благоговейно поклонялся Честному Кресту. Это торжественное событие произошло в 326 году.

В православной церкви этот день – постный, в знак почитания крестных страданий Спасителя.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *