Сретение Господне

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Сретение Господне

2 февраля – по старому стилю.
15 февраля – по новому стилю.
Сретение Господне. Икона. Середина – вторая половина 15 века. Церковь Успения на Волотовом поле, Новгород.

Тропарь, глас 1-й:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещая сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Перевод:

Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, дарующего нам воскресение.

Кондак, глас 1-й:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Перевод:

Утробу Девичью освятивший рождением Твоим, и руки Симеона, как надлежало, благословивший, ныне Ты спас и нас, Христе Боже. Умири же раздоры в народах и укрепи людей, которых Ты возлюбил, Единый Человеколюбец!

История праздника

Слово “сретение” в переводе с церковнославянского языка означает “встреча”. Церковь празднует встречу Богомладенца Христа и святого Симеона. Более подробно об этом событии рассказывает Священное Предание.

За древнее избавление от рабства египетского и в память последней казни смертью первенцев египтян (см. книгу Исход) Ветхозаветный закон требовал от евреев, чтобы всякий перворожденный младенец мужского пола как собственность Божия, приобретенная кровью чужих первенцев, был принесен в 40-й день после рождения в храм, посвящен Богу и искуплен у Господа; это называлось посвящением младенца. Смысл этого обряда следующий. Если чадородие – дар Божий, то кому, как не Богу, следует посвятить первый плод этого дара? Евреи должны были посвящать Богу своих первенцев в благодарность за спасение их детей при избиении египетских первенцев. Первенец Девы Марии исполнил этот закон: Он был принесен в храм и искуплен – Тот, кто пришел на землю, чтобы смертью Своею освятить, искупить и воскресить людей от греха и смерти.

По закону Моисееву, женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено участвовать в богослужении и ходить в храм Божий, т.к. она считалась нечистой. По окончании этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву – однолетнего агнца, а в случае бедности – двух горлиц или молодых голубей.

Матерь Божия не имела нужды в очищении, ибо была Пренепорочной и Пречистой Девой, зачавшей Сына бессеменно и родившей Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона и принесла в храм жертву бедных – пару молодых голубей.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. В церковных песнопениях Симеон называется священником и святителем, приносившим законные жертвы. В истории Никифора Каллиста повествуется, что при переводе книги пророка Исаии Симеон остановился на известном пророчестве: “Се Дева во чреве зачнет”, – и хотел исправить это место, зачеркнув слово “дева” и написав “жена”. Но явился ангел, удержал его руку и, запретив исправлять пророчество, сказал ему, что он не умрет, пока сам не увидит исполнение этих слов. “Имей веру написанному, – сказал он, – и сам увидишь его исполнение, ибо ты не умрешь, пока не узришь родившегося от Чистой Девы – Христа Господа”. Предание говорит, что Симеон долго ждал исполнения пророчества: когда он умер, ему было 360 лет. Со дня явления ангела Симеон каждый день ходил в храм и, по внушению Святого Духа, узнал Деву Марию с Богомладенцем на руках, потому что они были озарены необыкновенным светом.

Симеон принял из рук Богородицы Младенца (поэтому Церковь присвоила ему имя Богоприимца) и, благословив Бога, воскликнул в священном восторге: “Отпусти, Владыко, раба Твоего, потому что видели очи мои спасение Твое” (ср. Лк 2, 29-30). Он обращался к Иисусу не как к Младенцу, а как к Владыке и Господу, имеющему власть отпускать в другую жизнь или удерживать на земле.

Предвидя крестные страдания Спасителя, скорби и слезы Его Матери, Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: “Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец” (ср. Лк 2, 34-35). Восстанием Христос стал для верующих и следующих Ему, а падением – для неверующих и отвергающих Его.

В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, из колена Асирова, известного богатством, силой и вместе с тем кротостью и миролюбием. Семь лет прожила она с мужем и после его смерти посвятила себя служению Богу в Иерусалимском храме. В трудах, посте и молитве проходила ее жизнь. Святая Церковь называет ее всехвальной вдовой, преподобной старицей и пророчицей. Праведная Анна тоже приблизилась к Младенцу и, по внушению Святого Духа, стала благодарить Бога и прославлять Божественного Младенца во всеуслышание.

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – Симеон и Анна удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество. Поэтому на следующий день после праздника Сретения 16 (3) февраля Церковь молитвенно вспоминает их.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *