Рождество Пресвятой Богородицы

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Рождество Пресвятой Богородицы

Материал собран по книге “Православные праздники”, сост. С.Р. Берягин. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009.

21 сентября – по новому стилю, 8 сентября – по старому стилю.
Тропарь, глас 4-й:

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождение Твое, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной; ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Кондак, глас 4-й:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бесплодие, а Адам и Ева – от смертного тления, Пречистая, во святом рождестве Твоем. Его празднуют и люди Твои, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей.

История праздника

Пресвятая Богородица родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Отец Девы Марии, Иоаким, происходил из колена Иудина, царского племени. Ее мать, Анна, была младшей дочерью священника Матфана (из племени Ааронова), имевшего еще двух дочерей: Марию и Софию. У Софии была дочь Елисавета, которая стала матерью Иоанна Предтечи.

Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Они были бы счастливы, если б не бесплодие. По понятиям того времени бездетность считалась тяжелым наказанием за грехи.

Прошло 50 лет их супружеской жизни, а они терпели поношение из-за отсутствия детей. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода. Но он, будучи праведным мужем, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею.

Явление ангела Иоакиму. Немецкая гравюра.

В великие праздники они посещали Иерусалим. Так, ко дню обновления храма пришел Иоаким туда, чтобы принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив бесчадием. И со стороны окружающих не было никакого сочувствия, но только слышались такие упреки: “Ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо не оставишь в Израиле потомства”. Тяжело было Иоакиму всенародно слышать такие укоры, и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал и постился, взывая к Богу, чтобы Господь избавил его от позора, чтобы даровано было ему чадо в старости.

В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна. Чтобы скрыть от домашних свою скорбь, она ушла в сад. Там она села отдохнуть под лавровым деревом. На дереве она увидела птичье гнездо с маленькими птенцами, и от этого зрелища ее сердце разболелось с новой силой. С глубокой верой в милость Божию она молилась, прося послать ей в старости радость деторождения. И вдруг перед нею явился ангел Господень и сказал: “Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей Дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру”. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что она встретит мужа у Золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: “Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его”. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: “Господь принял твои молитвы: жена творя родит тебе Дочь, о Которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это”.

Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.

Православная Церковь с древних времен празднует 22 (9) декабря зачатие Пресвятой Богородицы престарелыми, бесплодными родителями. Это делается для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано особым даром Божиим, ибо чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо – рождение от Девы Спасителя мира.

По обычаю иудейскому, в 15-й день после рождения Ей было дано имя, указанное ангелом Божиим, – Мария, что значит “госпожа”, “надежда”. Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожой и надеждой для всего творения.

В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная царица Елена соорудила в честь и память Рождества Матери Божией храм, в который вошли и жилище Иоакима и Анны с горницей рождества Девы Марии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *