Рождественский пост

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Рождественский пост

История празднования Рождества Христова относится ко временам апостолов. Поэтому большинство традиций, сопровождающих празднование, тоже имеет весьма древние корни. В Апостольских Постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятого месяца” [от марта]. Там же сказано: “День Рождества Христова празднуют, в оньже [в который] нечаемая [нежданная] благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Поскольку Рождество Христово – первый праздник по значимости после Пасхи, то верующие приготовляются особенным образом к достойной встрече этого торжества. С 28 (15) ноября начинается Рождественский пост, который длится до 7 января (25 декабря) (сорок дней). Такой долгий пост необходим для того, чтобы постепенно, день за днем, усиливать в душе верующего ожидание праздника, непрерывно направлять на него мысль и чувство, помогать переживать событие всей духовной и телесной жизнью. В народе пост этот носит название Филиппова, или Филипповок, так как начинается после дня памяти апостола Филиппа (27 (14) ноября).

В настоящей церковной практике этот пост нестрогий (кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу). Из заключительных дней Рождественского поста наиболее строгим воздержанием, естественно, выделяется последний день поста (6 января (24 декабря)), известный как сочельник.

Сочельник, искаженное от “сочевник”, происходит от слова “сочиво”, означавшего, вероятно, кашу из крупы (пшеницы) или кутью с медом. Вкушать эту пищу положено в сочельник, после Литургии, которая соединяется с вечерней, т.е. когда уже началось церковное празднование Рождества. Если же сочельник попадает на субботу или воскресенье, то пищу дозволяется вкушать ранее вечера.

Однако телесное воздержание, по учению Православной Церкви, – только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важным является духовное, идейное содержание, которое вкладывается в воздержание. Такое содержание каждому посту придется воспоминаниями событий Священной Истории Церкви.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *