Преображение Господне

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Преображение Господне

Материал собран по книге “Православные праздники”, сост. С.Р. Берягин. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009.

19 августа – по новому стилю, 6 августа – по старому стилю.
Тропарь, глас 7-й:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже, можаху: да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Перевод:

Ты преобразился, Христе Боже, на горе, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак, глас 7-й:

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят, распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Перевод:

На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное, и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

История праздника

Однажды Иисус Христос прямо сказал Своим ученикам, что Его ожидают в Иерусалиме страдания от первосвященников, книжников и язычников. Это известие показалось ученикам невероятным и смутило их. Поэтому они нуждались в том, чтобы Иисус Христос показал им такой знак Своего Божества, который поддержал бы их веру, когда они увидят Христа страдающим.

Тогда Иисус Христос взял трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и возвел их на гору – помолиться. По преданию, это была гора Фавор.

Пока Спаситель молился на ее вершине, ученики, утомившись дорогой, заснули. Когда же они проснулись, то увидели, что Иисус преобразился – лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились два пророка – Моисей и Илия – и стали беседовать со Христом о предстоящих Его страданиях и смерти в Иерусалиме. “Господи, хорошо нам здесь быть, – воскликнул Петр, – если хочешь, сделаем три кущи (т.е. три шалаша из древесных ветвей); Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”. И пока он говорил это, светлое облако осенило всех и апостолы услышали голос из облака: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. Ученики в страхе пали на землю и закрыли лицо руками. Христос же подошел к ним, коснулся их и сказал: “Встаньте и не бойтесь”. Поднявшись, они увидели Его одного уже в обычном виде.

Когда же сходили с горы, Иисус повелел никому не рассказывать о том, что они видели, доколе Он не воскреснет из мертвых (см.: Мф 17, 1-9; Мк 9, 1-9).

Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. Об этом и поется в тропаре праздника Преображения.

Об освящении плодов

В день Преображения Господня положено приносить в храм и освящать первые плоды. Обычай освящать плоды древний, он восходит к 7 веку. Основанием для него послужило то, что к этому времени поспевает урожай. В Греции и на всем православном Востоке приносят в храм для освящения виноград (у нас, в России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, сливы, груши, поэтому в народе этот праздник называется “Яблочным Спасом”) и пшеничные колосья; т.е. те плоды, которые непосредственно относятся к таинству Евхаристии (из пшеницы и винограда делаются хлеб и вино). Это – знак благодарности Бог за пропитание человека.

Но освящение плодов имеет еще другое, таинственно-символическое значение. Через человека грех вошел в мир, и пришла в расстройство вся природа. Вместе с человеком она ожидает обновления и спасения. В событии Преображения Господу было угодно показать нам обновленное естество будущего человечества. Вот в день Преображения человек и несет в Церковь плоды как часть природы, которую он вверг в грех и которая нуждается в благословении Божием.

“Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов. Внутри пределов Церкви – это начало чуда Преображения и Богоявления. Но это должно распространиться далеко за пределы храма. Все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено, если Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся”.


Митрополит Антоний Сурожский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *