Первая седмица Великого поста

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Первая седмица Великого поста

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния и плача о своих грехах, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, в чем может быть не соответствует “светлой печали” великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой седмице Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается супружеский пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.

Существенный изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме – полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает Литургии святого Иоанна Златоуста, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной Литургии по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтыри, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни.

Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от “духа масленицы”, завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно – через испрашивания прощения в Прощеное воскресенье – и телесно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста совершается чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубоко духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. Вся Священная История Ветхого и Нового Завета рассматривается в каноне сквозь призму грехов, страстей и покаяния человеческой души.

Как было сказано выше, на всех богослужениях читается молитва святого Ефрема Сирина:

“Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это совершенно особенное великопостное богослужение. На этой Литургии не совершается таинство Евхаристии, Причащение же происходит Преждеосвященными Дарами (которые заготавливаются и освящаются в воскресенье), откуда и название службы. Чин Литургии Преждеосвященных Даров был составлен и введен в церковную практику святым Григорием Великим (Двоесловом), Папой Римским на основе сходной восточной Литургии. Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии и совершается в соединении с вечерней.

В субботу первой седмицы Церковь вспоминает чудесную помощь, явленную великомучеником Феодором Тироном константинопольским христианам в 362 году.

В то время император Юлиан Отступник (361-363 гг.), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто ничего не покупал на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью, или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. Накануне субботы, в пятницу, после окончания Литургии Преждеосвященных даров читается канон святому великомученику Феодору, составленный преподобный Иоанном Дамаскиным. После этого благословляется и раздается верующим приготовленное коливо.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *