Неделя о мытаре и фарисее

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Неделя о мытаре и фарисее

Святая Православная Церковь как чадолюбивая мать не сразу вводит нас на поприще поста, зная, что без должной подготовки человек может приуныть и ослабеть в любом, даже благом, деле. Поэтому перед Великим постом Устав назначает три подготовительные Недели (на церковнославянском языке слово “неделя” означает “воскресенье”, а “седмица” – “семидневная неделя”), которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них.

Во время Всенощного бдения поется особая стихира “Покаяния отверзи ми двери”. В основу этой стихиры положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

Стихира: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь освернен: но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Перевод: Покаяния двери отвори мне, Жизнодавец, ибо с утра взывает дух мой ко храму святому Твоему, храм нося телесный весь оскверненный [т.е. тело, оскверненное грехами], но как Щедрый очисти меня благоутробною Твоей милостью.

Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк 18, 10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная Неделя:

“Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”.

Кто такие были фарисеи? Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту: хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным; отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, “все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди” (Мф 23, 5). Посему многими людьми они почитались за добродетельных праведников и из-за видимости святости жизни – отличными от прочих людей, что и значит имя “фарисей”. Напротив, мытари, сборщики царских податей, слыли притеснителями простых людей, а потому все их считали грешниками и неправедными.

И мытарь, и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: “Боже, будь милостив ко мне, грешнику!” Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими мнимыми добродетелями и праведностью.

Эта притча задает тон на весь пост. Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека.

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет в эту седмицу пост в среду и пятницу (поэтому она называется “сплошной седмицей”), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмица восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *