Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Страшный Суд. Икона. Конец 14 века. Москва.

Это третье воскресенье, в которое Церковь готовит христиан к подвигу поста. Оно называется Неделей о Страшном Суде, т.к. в Евангельском чтении на воскресной Литургии вспоминаются слова Христа о дне Страшного Суда Господня (Мф 25, 31-46). Также эта Неделя называется мясопустной, потому что это последний день перед Великим постом, когда разрешается вкушать мясо.

Накануне воскресенья, в субботу мясопустную, которая называется так же Вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение всех усопших “от Адама даже и до днесь”. В субботу мясопустную Церковь особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы. Возносятся моления о тех, кто в неведении или не в своем уме окончил свою жизнь, о тех, кому Господь попустил умереть внезапной кончиной, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, обо всех погибших от всякого вида неожиданной и насильственной смерти.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о смерти и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному. Мясопустная Неделя посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых, т.к. это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в песнопениях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. Во время Литургии каждый слышит грозные слова Евангелия, призывающие сегодня, сейчас изменить свою жизнь:

“Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” (Мф 25, 31-46).

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и Суд этот называется Страшным, т.к. открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинным смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судья. В богослужебных текстах Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд Его – праведным и неподкупным испытанием. И закоренелые и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, Церковь же в этот день всем своим богослужением всячески стремится разбудить уснувшую совесть человека.

Христос во славе. Фреска. Даниил Черный и Андрей Рублев. 1408 г. Из композиции “Страшный Суд”. Роспись на своде под хорами центрального нефа. Успенский собор, Владимир.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего – на деяния любви и милосердия. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело, и душа ближних утешатся.

Седмица, следующая за Неделей о Страшном Суде, сплошная, т.е. отменяется пост в среду и пятницу. В течении ее уже нельзя вкушать мясо, но еще можно употреблять в пищу молочные продукты и рыбу. Поэтому эта седмица получила называние сырной или масленицы. По старому русскому обычаю в это время пекутся блины и устраиваются различные увеселения. Однако не стоит тут увлекаться развлечениями. Следует помнить, что эти семь дней – уже начало поста, уже нужно настраиваться на иной лад – воздержания и молитвы. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, чтобы мы, “от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, т.е. подвиг поста”. Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к особенному воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, чтобы мы, “первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть [какие кому по силам]”, помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти, подобно нам.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *