Крещение Господне. Богоявление.

Православная Церковь в селе Новоипатово (Свердловская область)

Крещение Господне. Богоявление.

19 января – по новому стилю.
6 января – по старому стилю.
Крещение Господне. Икона конца 15 века. Софийский собор, Новгород

Тропарь, глас 1-й:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось [на земле с особенной ясностью] явление Святой Троицы, ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова [т.е. подтверждал свидетельство Бога Отца]. Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак, глас 4-й:

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: “Пришел, явился Ты, Свет неприступный!”

История праздника

Этот праздник называется Богоявлением потому, что при Крещении Господа на реке Иордан явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Иоанна Предтечи, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить “сидящих во тьме и тени смертной” (Мф. 4, 16) и спасти падший человеческий род.

Еще за 700 лет до Рождества Христова пророк Исаия предсказал о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна “гласом вопиющего в пустыне” (Ис. 40, 3), который должен “приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его”.

Призывом “покаяться” пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков, осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово “каяться” означает “переменить образ мыслей, начать смотреть на жизнь по-новому”. При этом пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. “Сотворите плод, достойный покаяния”, – говорил пророк иудеям.

Наиболее полно о крещении Иоанна Предтечи рассказывает Евангелие от Матфея (Мф. 3, 1-12): “В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата [которою веют хлеб] Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым”.

Крещение Иоанново состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение от грехов. Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему.

Евангелие повествует, что к Иоанну пришел для крещения Иисус Христос – Спаситель мира, Господь и Бог. Для чего он приходит креститься к Иоанну, когда Господь безгрешен, а Иоанн крестит крещением покаяния? Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы “водами погребсти человеческий грех”, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить “водное естество” и подать нам образ и пример Крещения.

И тогда Иоанн допускает Его, и вот происходит чудо Богоявления. Единый, Всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог Отец – голосом Своим, свидетельствующим, что “Сей есть Сын Мой возлюбленный”; Бог Сын – пришествием во плоти и крещением в Иордане; и Дух Святой – схождением на Сына в виде голубя.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. В древней Церкви в один день праздновали и Рождество Господне и Крещение под общим именем Богоявления. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине 4 века, по преданию, при папе Юлии. За Римом в этом отношении мало-помалу последовали все Восточные Церкви.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *